Замена термостата на Лачетти 1.6 на более «горячий»

(по материалам форума Chevrolet Lacetti Club)

 

Особый респект и уважуха Alex48, Alspav, Den78, lodiva, piton-22, PKM за поиск и реализацию.

 

1. Общие сведения.

 

Автомобильный термостат – один из элементов системы охлаждения двигателя и служит для поддержания оптимального теплового баланса двигателя. В закрытом положении термостата охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу (внутри блока двигателя). При открывании термостат направляет часть или весь поток охлаждающей жидкости в радиатор для более интенсивного охлаждения.

 

Штатный термостат Лачетти имеет температуру начала открытия 85..87°C и полностью открывается при 102°C. Температура включения вентилятора 97°C. Радиатор достаточно большой, поэтому эффективность охлаждения даже при частично открытом термостате довольно хорошая. Кроме того, термостат установлен на выходе из головки блока цилиндров, где температура охлаждающей жидкости выше средней (измеряемой датчиком температуры) примерно на 5°C. В итоге мы имеем температуру двигателя в движении 78-82°C и 94°C максимум при стоянке. По сравнению с другими автомобилями, температура двигателя приблизительно на 5°C ниже.

 

Пониженная температура двигателя главным образом влияет на расход топлива, т.к. ЭБУ готовит более богатую смесь, а также на интенсивность отопления салона и нагарообразование.

 

С целью устранения этих проблем штатный термостат (87°C) был заменен на более «горячий» термостат, с температурой открытия 92°C. Такая переделка не изменяет допустимый и конструктивный тепловой режим двигателя.

 

Хочу обратить внимание, что все переделки только на свой «страх и риск»! Все это может вызвать проблемы с гарантией при обращении к дилеру. Также может привести к перегреву двигателя и/или более частому включению вентилятора в жарких регионах.

 

Какой итог такой замены? В салоне теплее, быстрее прогревается (в случае с герметичным термостатом), расход топлива немного ниже (~ на 1 л/100 км), свечи лучше самоочищаются. На трассе при -15°C температура держится в пределах 85-86°C, по городу 88-90. Летом в средней полосе перегревы, при исправной в целом системе охлаждения, не встречались.

 

Цена полного комплекта для замены составляет порядка 1 000 р. Если же у Вас уже разборный алюминиевый корпус, то замена термоэлемента обойдется всего порядка 150 р. (exist.ru)

 

 

2. Возможные варианты и компоненты.

 

На Лачетти ставятся два вида корпусов термостатов: пластмассовый (96460002) не разборный и алюминиевый (96835286) разборный (в комплекте со штатным термоэлементом). Поэтому, в случае с неразборным корпусом его лучше всего заменить штатным разборным аналогом, с заменой чувствительного элемента на более горячий.

 

Для справки размеры родного пластикового неразборного корпуса (померено Alspav):

межцентровое расстояние между крепежными отверстиями 75 мм,

наружный диаметр патрубка, входящего внутрь головки блока двигателя 39 мм,

длина от фланца до торца ее же 18мм

диаметр большого патрубка на радиатор 35 мм,

диаметр маленького патрубка на подогрев дроссельной заслонки 10 мм,

угол между патрубками 60-70 градусов.

 

     

 

2.1. Варианты повторного использования штатного пластикового корпуса.

Для желающих сэкономить, существует возможность использования «неразборного» корпуса, если его аккуратно разобрать ножом и молоточком на две половинки. Корпус склеен "в замок" достаточно твердым, но эластичным составом (см. фото, PKM). Затем, очистив пазы от остатков компаунда, можно ставить новый термостат и клеить заново

 

 

 

Вариант 1 (Alspav).

Повторно  корпус можно собрать на стяжных шайбах и болтах или стянуть подходящим хомутом, промазав соединение герметиком. Реализация на фото.

 

           

 

Вариант 2 (PKM).

Родной термостат с новым термоэлементом можно склеить. Новый термоэлемент посадил на прокладочный силиконовый герметик (~50 р.) и штатное резиновое кольцо, сверху по краю тоже нанес "валик" герметика. Смешал двухкомпонентный эпоксидный клей (100 р.), добавил наполнитель для эластичности (порошковый герметик для систем охлаждения, ~50 р.). Быстро (время "жизни" состава около 4 минут) заполнил пазы в основании и крышке корпуса так, чтобы при сжатии выступило немного наружу, сжал обе половинки сначала руками, потом заранее изготовленными скобами (сделаны за 10 мин. из подручного хлама). Излишки клея снаружи удалил. Сегодня проверил - держится прочно. Корпус герметичен. При установке думаю оставить "технологические" скобы - для душевного спокойствия. J

 

 

 

2.2. Вариант разборного корпуса.

Преимущество разборного корпуса в большей надежности, легкости повторной замены термоэлемента, а, главное, в легкой возможности возврата к штатному варианту в случае обращения в сервис.

 

Как уже отмечалось выше, лучше всего использовать штатный алюминиевый разборный корпус 96835286 (в комплекте со штатным термоэлементом) в котором просто поменять чувствительный элемент (Фото Альфио, GanZa). В этом случае надо запастись новыми болтами, старые болты не подойдут из-за "шайбы" под головкой:

 

 

     

 

Но возможны и другие варианты, правда при этом понадобится еще и замена верхнего шланга радиатора. Подходит толстый шланг от ВАЗ-2101 (Z-образной формы). Это необходимо из-за отличного угла расположения выходного патрубка на разборном корпусе по сравнению с оригинальным.

 

Вариант 1.

В качестве разборного корпуса можно использовать следующий набор:

1. Переходник (корпус) - код 96130992

 


2. Крышка термостата - код 96180615

 

 

3. Уплотнительная резинка термостата  - код 90096383, 94580530

 

 

Вариант 2 (Jewel).

Алюминиевый корпус термостата 96407677 для AVEO с возможностью замены термоэлемента.
 

 

2.3. Термостаты – чувствительные элементы.

Наиболее подходящий вариант термоэлемента - VERNET 4898.92J на 92°С от Опелей. Этот термостат не имеет перепускного отверстия, что ускоряет прогрев двигателя.

 

 

 

Также возможно использование «бездырочного» термоэлемента ENP00764 на 92°C, но качество работы не на высоте(находка РКМ).

 

 

Третий вариант (хуже) - термостат Wahler 3017.92D2 с перепускным отверстием.

На нижних фото показан вариант глушения отверстия проволокой (Alex48). Проволока должна быть достаточно жесткая, диаметром около 2 мм, конец сточен напильником наполовину сечения, т.к. отверстия там только половина. Проволока держится под пружиной. Возможная коррозия из-за неподходящего материала проволоки. От дырки проволока должна обязательно иметь изгиб наружу, чтоб не препятствовать ходу элемента термостата. Изгиб должен быть таким, чтоб при открытии термостата проволока не уходила никуда ни в сторону, ни вперед-назад.

 

 

 

 

 

Также могут быть использованы такие "бездырочные" термоэлементы:

- Dello 01-3013380052-A с гравировкой 92-107С (в невзрачной маленькой коробочке без надписей);

- Quinton Hazell QTH118 - на 92С

 

Если решились на замену – необходимо запастись ключом-трубочкой на 12. Можно использовать обычные головки, но крайне не удобно.

 

 

3. Сборка нового термостата.

(разборный корпус, термоэлемент Wahler 3017.92D2)

 (фото: Den78, РКМ)

 

Установочный комплект с разборным алюминиевым корпусом (на фото НЕ штатный корпус):

Крышка термостата код 961 806 15

Переходник код 961 309 92

(Или для штатный корпус в сборе 96835286)

Термостат с резинкой (см. п. 2.3 выше)

Шланг радиатора от ВАЗ-2101 (не нужен для штатного разборного корпуса)

Болты М8х25 (болты от пластикового корпуса не подойдут!)

 

 

Термостат внутри

 

Переходник вставляется в крышку как родной, уплотнительная резинка термостата код 90096383 94580530 и прижимается при этом

 

И вот всё готово для установки

 

 

Шайбочки подобрал. Они располагаются между крышкой и переходником.

 

 

4. Установка нового термостата на автомобиль.

(выполнено: Alex48)

Все работы рекомендуется проводить на холодном двигателе!!! Как в целях собственной безопасности, а так же из-за возможности сорвать резьбу на горячем двигателе.

(На фото показан уже новый разборный корпус, но сути процесса это не меняет.) Итак приступим.

 

Снимаем кожух двигателя чтобы не мешался.

Подготавливаем баклажку для слива ОЖ и шланг диаметром примерно 10 мм.

Ремень привода генератора прикрываем полиэтиленовым пакетом чтоб не облить и подкладываем тряпочку для впитывания пролившейся ОЖ.

Открываем крышку бачка ОЖ для сброса давления в системе.

Пассатижами сжимаем усики хомута тонкого отводящего патрубка и снимаем его почти до конца.

Берем приготовленный шланг для слива, быстро снимаем совсем отводящий тонкий патрубок и вместо него одеваем шланг. Немного пролитой ОЖ впитывается в приготовленную тряпку. ОЖ стекает в приготовленную баклажку. Убираем пакет и тряпку. Чтоб слить побольше ОЖ (1,5-2 л ), которая может мешать, заводим двигатель и даем ему поработать секунд 20.

На большом патрубке также сжимаем усики хомута и сдвигаем его вверх по патрубку, что б не мешал. Снимаем патрубок с термостата.

Головкой на 12 (еще лучше Г образным трубчатым ключом) отворачиваем 2 болта крепящие термостат.

Болты сидят очень туго (сломал 2 китайских головки, вороток, удлинитель). Обратно затягивать с таким усилием не надо, иначе просто сорвете резьбу. Трудность откручивания объясняется конструкцией болта. Затягивается слабо, но открутить трудно.

   

Как видим уплотнительное кольцо осталось в месте посадки термостата. Если оно свежее, можно его не трогать. Но если движок не новый, то наверняка потребуется. Одна идет вместе с термостатом, профиль квадратный, надевается на сам термостат, вторая круглая.

 

Далее берем новый собранный комплект и прикручиваем его на место.

Болты можно использовать старые или заменить их винты M8х25 с внутренним шестигранником - показалось так удобнее их крутить шестигранником, чем трубкой (прим. РКМ).

Надеваем патрубки и хомуты.

Штатный толстый шланг не одевается на корпус нового термостата из-за немного другого угла поворота его штуцера - используем толстый шланг от ВАЗ-2101 (навроде буквы Z). Правда все равно чуть заминается на изгиб, но это терпимо, он длиннее нашего и исходя из этого, с ним намного проще возиться и приспособить под наши нужды.

 

Вот как все выглядит в собранном виде

Еще раз проверяем, не забыли ли чего надеть, закрутить, затянуть и т.п. Заливаем ОЖ в бачок. Жидкость надо заливать ~ на 1 см выше уровня MAX, потом воздух выходит и уровень становится в норме. Заводим двигатель, проверяем не течет ли где. Если все нормально, то ставим на место кожух двигателя, радуемся и в путь.

 

 

5. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ.

 

1. Выходит ли тепловой режим двигателя за расчетные пределы?

Нет. Замена термостата поднимает лишь нижнюю температурную границу (85-86°C против 78-82°C). Верхняя же граница определяется моментом включения вентилятора на радиаторе, он остается неизменным - 98°C. Да, "горячий" термостат открыт будет меньше, чем штатный, но из-за большого радиатора это почти никак не скажется на интенсивности охлаждения. Все это подтверждается наблюдениями людей, которые уже сделали такую замену.

 

Кроме того, летом, обычно, всегда включен кондиционер, а следовательно и вентилятор на радиаторе. Т.е. температура будет постоянно держаться ниже 98°C. Некоторая недостаточность охлаждения может наблюдаться лишь в очень жарких регионах.

 

 

2. Надо ли менять масло на более вязкое в связи с заменой термостата?

Исходя из того, что температурный режим двигателя не выходит за расчетные пределы, нет видимых причин для такой замены.

 

 

3. Есть интересный факт - после выключения двигателя температура ОЖ поднимается до 10°C. Не опасно ли это при замене термостата?

Нет. Такое же повышение температуры наблюдается и со штатным термостатом (до 108°C). Дело в том, что работе двигателя детали двигателя (цилиндры, корпус) в любом случае имееют более высокую температуру, чем ОЖ. После остановки двигателя и прекращении процесса воспламенения и циркуляции ОЖ, температура деталей двигателя и ОЖ выравнивается. Отсюда и резкое увеличение температуры ОЖ. С "горячим" термостатом происходит тоже самое и в тех же температурных пределах. Это подтверждается наблюдениями людей, которые уже сделали такую замену.

 

Но даже температура в 115°C не является запредельной. Это предельная, но рабочая температура двигателя.

 

При этом есть некоторые рекомендации, для тех, кого такое положение дел все же беспокоит. Не следует выключать двигатель на температуре 97-98°C. (Значение температуры можно отследить только по бортовому компьютеру). Лучше дождаться пока отработает вентилятор и снизит температуру ОЖ. Или просто включить кондиционер, что также вызовет включение вентилятора на радиаторе.

 

 

4. Почему указатель температуры на приборной панеле постоянно стоит чуть левее средней риски? Термостат и датчик температуры не исправны?

Этот вопрос надо адресовать разработчикам, которые сделали такой интересный алгоритм работы указателя. Положение стрелки не меняется от 78°C до >100°C. По некоторой не точной информации перегрев (125°C) все же показывается. Точное значение температуры можно отследить лишь по бортовому компьютеру.

 

 

Все остальные вопросы обсуждаем тут: Работа термостата и расход топлива